ОГЭ. «Собачье сердце» Булгакова: какая проблематика повести, что хотел раскрыть автор

«Собачье сердце, это одно из моих самых любимых произведений. В этом замечательном творении, Михаил Афанасьевич поднимает проблемы общества. Внимательно прочтите его, и в лице Шарикова Полиграфа Полиграфовича вы найдёте характеристику всего общества наших с вами постсоветских, а на то время советских стран. Порою мне даже кажется, что и фамилия Булгаковым не зря написана. Жить на «шариках», получать всё на халяву, вот о чём всегда мечтают мнаогие люди.

Так, например, Шариков считал, раз демократия, то могу кому хочу сесть на голову, и мне ничего никто возразить не может. Все должны терпеть и выносить.

К сожалению, в наших с вами обществах привыкли слово «демократия» понимать, как вседозволенность и безнаказанность за оскорбления и плохие поступки.

Как ни странно, но Преображенский Филипп Филиппович стал жертвой такого поведения со стороны общества и Шарикова, как собирательного образа в частности.

Однако, он высказал разумную мысль, когда разговаривал со своим ассистентом: «зачем фабриковать искуссственно человека, ежели его может родить любая здоровая баба?». То есть, зачем делать то, что бог уже давным-давно сделал заранее, зачем заниматься тем, что человеку суть не по плечу? Ведь абы чего-то создавать, надо вначале понять суть создаваемого, осознавать последствия, какие могут произойти в результате того или иного действия.

Поэтому, читая «Собачье сердце», нам надлежит не просто взять и прочесть, а задуматься над написанным в нём. И вообще, Булгаков непросто так писал свои произведения, они все с определённым смыслом.

«Собачье сердце» фактически отвечает и на многие сегодняшние вопросы. Например о том, почему у нс много социальных проблем. Ведь революция 17-го года всё перевернула с ног на голову, и править стали не аристократы и интеллигенты, а шариковы и швондеры. Если коротко, то можно выделить такие беды, показанные Булгаковым:

  1. Отсутствие у интеллигенции возможности развиваться и заниматься своим делом. И сейчас мы часто видим, как на руководящие должности залезают выскочки, а по-настоящему умные и талантливые люди порой просто уезжают из страны, так как им не дают работать;
  2. Настоящий рабочий класс (в романе он представлен работницами профессора и дворником) существует, но он занимается своим делом и можно сказать пассивен, не оказывает влияния на ситуацию;
  3. Руководителями часто становятся люди наглые и безграмотные, и их цель — не улучшить ситуацию, а сделать так, чтобы потом можно было красиво отчитаться. Они бездумно следуют каким-то установкам, даже если те абсурдны или не подходят к конкретной ситуации;
  4. Самые низшие и проблемные слои населения — с минимальным воспитанием и образованием, агрессивные, подлые люди — оказываются большой проблемой для интеллигенции, так как на них невозможно влиять доводами разума или другими конструктивными методами.

Кроме того, Булгаков прекрасно показал быт простых людей того времени — конская колбаса, нехитрые развлечения, выплеснутые на улицу помои. И конечно, нельзя не отметить, что уже тогда люди больше думали о детях Африки, чем о том, что находится под носом.

В произведении «Собачье сердце» раскрываются проблемы, которые сам автор раскрыть не хотел. Это — проблемы жадности и корыстолюбия, а также проблемы линейности мышления тех, кто этим корыстолюбцам противостоял.

Профессор Преображенский — тип, живущий в роскоши, когда кругом разруха, и желающий продолжать жить так и дальше. Врач, который занимается омоложением нэпманов, когда страна ведёт напряжённую борьбу против холеры, тифа и прочих страшных болезней, когда кругом полно калек с Гражданской войны, которые нуждались в хирургических операциях. И вдобавок ещё пользуется покровительством какого-то перерожденца-чиновни­ка, которому оказывает услуги (коррупционный сговор).

Ему противостоит Швондер — человек честный (не пользуется своим должностным положением для обогащения!), но с прямолинейным мышлением.

И вот, такие, как Преображенский и его покровитель, потом окрепли и пробились к власти. А такие, как Швондер, из-за прямолинейности мышления, не смогли устроить жизнь так, чтобы большинство населения понимало, что борьба против всякого рода преображенских — в его интересах.

 

Поделитесь мнением

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.